Суббота, 20.07.2019, 23:40
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Защитники Трои!



  • Информация о сайте

  • Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » 2010 » Август » 1 » Мы снова встаем, сбросив тяжесть сомнений
    12:52
    Мы снова встаем, сбросив тяжесть сомнений
    Где бы ни выступала группа со странным названием «ДДТ», желающих попасть на концерт — через край, да и сама публика отличается от традиционной: истеричные девочки и юнцы, которым нужна не музыка, а скандал, обходят вниманием эту группу. Зато здесь больше людей повзрослее, постарше.
    «ДДТ» стала звездой советского рока в те годы, когда об отечественных группах либо молчали, либо выливали на них ушат грязи. Сегодня имя этой. группы попало на страницы солидных изданий; песни «ДДТ» звучали по радио и телевидению; снят фильм «Рок» с участием этой группы; поговаривают, что «Мелодия» готовит выпуск пластинки «ДДТ». Это сегодня. А тогда, в начале 80-х, только узкий круг людей слушал дерзскую команду, которую сколотил учитель из Уфы Юрий ШЕВЧУК.
    Начало 80-х — определенный водораздел в истории отечественного рока. Задавленные гонениями или купленные филармониями уходили из рока грустные мечтатели 70-х годов. На смену им приходили группы «новой волны». Они тяготели к социальной теме; в песнях рок-музыкант осмысливал действительность и ставил ей диагноз. Не ошибусь, если скажу, что «ДДТ» возглавила это движение. С самого начала песни этой группы были конкретными и колючими. Творческим кредо Юрия Шевчука стало обличение социальных пороков.
    Настоящую, всесоюзную известность группа завоевывает в 1984 году, записав за одну ночь на плохой аппаратуре и без репетиции альбом «Периферия».

    Вопрошаем отцов, но не легче от стройных речей,
    Не собрать и частичный ответ из подержанных фраз,
    Их тяжелая юность прошла вдалеке от вещей,
    Тех, которые так переполнили доверху нас;
    И когда нам так хочется громко и долго кричать,
    Вся огромная наша родня умоляет молчать,
    И частенько не веря в уже одряхлевших богов,
    Сыновья пропивают награды примерных отцов.
    Эфемерное счастье наполнило медом эфир,
    Славим радость большого труда, непонятного смыслом своим,
    Славим радость побед, по малейшему поводу — пир,
    И уж лучше не думать, что завтра настанет за ним.

    Эти строчки из главной композиции «Счастливый билет» как бы впитали в себя безысходность состояния поколения, которому не давали высказаться, поколения, лишенного идеалов. Песня стала горьким гимном той части молодежи, которая ощущала себя лишней в «благополучном» обществе. В память врезалось чувство, охватившее меня, когда я услышал эту песню: это про меня. Горечь и сарказм слились в отчаянном протесте против искаженного мира. У меня появился манифест, пароль, по которому можно было вычислить единомышленника. А их было много, таких же неустроенных, лишних и недовольных.
    После записи «Периферии» группа «ДДТ» уверенно заняла призовые места в... черных списках. Началась травля музыкантов местной печатью, напряглись различные ведомства. С Шевчука потребовали подписку о том, что он больше не будет писать «крамольных песен». Юрий отказался. И в этот же вечер на остановке к нему подошло двое неизвестных. Один из них с размаху ударил по голове чем-то тяжелым, завернутым в газету, Случайность?..
    В 1985 году Юрий Шевчук вышел из больницы и записал в Москве сенсационно бодрый и жизнеутверждающий альбом «Время». Ни моральная травма, ни физическая боль не сделали Шевчука "диссидентом от рока», не отняли веру в людей, не убили в нем поэта и трибуна. Просто изменилось время, а новое время создает новые песни.
    Из обличителя и ниспровергателя Шевчук превращается в созидателя. Правда, злая сатира не уходит из его песен. Например, знаменитая песня "Мальчики-мажоры" - это ироническое посвящение детям "сильных мира сего», людям зачастую убогим, циничным и амбициозным. Но как раз им служебное положение отцов обеспечит легкий путь «на самый верх».
    А те из них, кто подрос немного,
    Лепят фильмы о счастливом быте,
    Варят статьи о прямых дорогах
    Или открывают дверцы в МИДе...

    Это не просто констатация факта, а главный вызов, брошенный конкретному социальному злу — протекционизму, охватившему все сферы общества. Песня суперпопулярна. Само слово «мажор» прочно вошло в молодежный жаргон как символ пижонства и сытой чванливости.
    Но центральная композиция альбома "Время" возвещает приход нового времени, которое принесет новую борьбу, новые ценности, новых героев.
    Время! Мы дети твоих откровений,
    Перегибами закалены,
    Мы снова встаем, сбросив тяжесть сомнений,
    Мы зерно для твоей целины.
    Заткнитесь! Оно не стоит на месте
    И не движется вспять,
    Наше время не любит плевков и лести,
    Оно в силах за нас постоять!
    Как непривычно звучали эти строки в 1985 году, когда мало кто еще верил в возможность перемен! Как всем нам, молодым, разуверившимся и уже почти замкнувшимся в себе, нужны были такие песни! Хрипловатый, страстный голос, рвавшийся из динамика, звучал, как доброе пророчество. Я поверил Шевчуку, и жизнь не обманула ожиданий. Она действительно круто менялась к лучшему, иногда ломая все наши представления и превосходя ожидания. Как-то раз на концерте «ДДТ» я обернулся в зал, чтобы заглянуть в лица зрителей. А увидел сотни горящих глаз, в них была радость и надежда.
    Его песни слушают и поют по всей стране. От него не воротит нос выращенная ленинградским рок-клубом «элита», его знают по записям и ребята с рабочих окраин в маленьких городах. Его слушают ортодоксальные рокеры и презирающие рок апологеты авторской песни. Когда он на сцене, он не подавляет, а заражает зал своим темпераментом, превращая концерт то в народное гуляние, то в политический митинг. На нем нет стандартных кожаных штанов и железных заклепок, он лишен какого-либо «звездного комплекса», немного угловат для рок-звезды, зато ему никогда не изменяет чувство юмора.
    Всесоюзный рок-фестиваль любительских, неофициальных групп собрал осенью 1987 года в подмосковном Подольске музыкантов и любителей рока со всей страны. Три дня длился праздник под открытым небом. Под проливным дождем, поздно вечером «ДДТ» завершила этот незабываемый форум советского рока. Трехтысячная (а то и больше) аудитория слушала Шевчука стоя, люди раскачивались и пели вместе с группой давно знакомые песни. Это было похоже на шквал, только не было в этом шквале психоза и фанатизма. Под конец, когда дождевая вода окончательно замкнула проводку, растроганный Шевчук закричал со сцены: «Друзья! Это не беда, что холодно и идет дождь, зато есть вы, и есть наш рок!»
    ...Я познакомился с ним полгода спустя, перед концертом в городе Химки. Не юный, тридцатилетний человек с бородой, немного застенчивый. Я спросил:
    — Послушай, тогда, в начале восьмидесятых, никто не думал, что так много вокруг изменится. Вы ведь шли на скандал, на что ты рассчитывал?
    — Знаешь, когда ты всерьез занят творчеством и у тебя есть что сказать, то нет ни времени, ни желания думать, что тебя не поймут или накажут. Какое нам дело было до всех этих подлецов! Мы писали песни, и никакого скандала я не хотел.
    Героями программы «Оттепель» стали незадачливый милиционер, водворяющий свой порядок на рок-концерте; беззащитный слепой мальчик, не понимающий, куда несет его грохочущая электричка-жизнь; «террорист», взорвавший обывательский покой граждан и безжалостно ими уничтоженный; полоумный «санитар общества» — любер. Юрий Шевчук поет о темных гранях любой революции, предостерегая от насилия, горько посмеивается над придурковатыми наркоманами. В песне, посвященной XXVII съезду, радуется весне, пришедшей к людям в разгар долгой зимы. Но практически все концерты сегодня «ДДТ» начинает с песни «Счастливый билет». Когда-то она звучала приговором, сейчас — горьким напоминанием о недавнем прошлом, которое нельзя забывать.
    Интерес молодежи к социальным проблемам придает песням большинства рок-групп политический характер. Рок все больше становится музыкой площадей. Для кого-то социально-обличительные песни становятся дешевым способом заманить зрителей и снискать славу «очень смелых людей». Но только не для Шевчука. Его радость и боль всегда были честными и искренними, как это и должно быть у настоящего музыканта.

    "Семья и школа", 1989/5. С. ВАРЫХАНОВ. студент МГУ
    Просмотров: 2984 | Добавил: ddtgrup | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1 ddtgrup  
    Классная статья! С удовольствием сам прочитал!

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Русская колыбельная!

    Неофициальный Российский сайт фанатов легендарной группы ДДТ - DDT 2010 © 2019 |