Сергей Сельянов, снявший за свою творческую биографию всего лишь три художественных фильма, сегодня воспринимается нами прежде всего как один из самых успешных российских кинопродюсеров. Руководитель кинокомпании "СТВ" на постоянные вопросы о том, почему он сам сегодня не снимает кино, отвечает всегда одинаково: "Потому что не хочу". Как жаль! Его фильмы конца 80-х "День ангела" и "Духов день" выгодно отличались от всей постперестроечной киночернухи удивительной образностью и одухотворенностью. Это были работы режиссера очень странного, со своим особым киноязыком. Фильм "Духов день", вышедший в отечественный кинопрокат в 1990 году, правда, не стал сенсацией. К этому времени советских зрителей уже отучили ходить в кино, и прокат был практически убит. Изредка "Духов день" показывают по телевизору, и фантасмогоричная история Ивана Христофорова, взрывающего своим голосом кочегарки, по прошествии стольких лет совсем не смотрится старомодной. Сергей Сельянов и Юрий Шевчук рассказывают Александру ДОЛГОВУ о подробностях создания фильма "Духов день".
Идея
Сергей Сельянов: Я помню, как все это придумалось. Это было примерно за год до съемок, году в 1988-м. Мы с Михаилом Коновальчуком, автором сценария, шли летом в Васкелово по лесной дороге. Закат, родные просторы, красивые виды. Романтическая атмосфера. И мы придумали этот фильм, — несколько метафорическую историю с философской подоплекой. Не то, чтобы связь философии с современностью, но... что-то там есть в фильме. Как-то попало в настроение. И, слово за слово, — идея фильма сложилась во время этой прогулки. Не помню, кому пришла в голову мысль пригласить на главную роль Шевчука. Мы довольно долго и хорошо с ним общались, я слышал его записи. Слышал, как он поет под гитару, но на концерт DDT попал уже несколько позже. Шевчук мне казался чрезвычайно артистичным человеком. На сцене он не просто пел, а играл моноспектакль. Он обладал той энергией, которая для этого фильма была нужна. В нем было содержание, необходимый стержень, своя внутренняя организация. Шевчук совпадал со своей ролью. Нам было не нужно, чтобы Шевчук играл рокера Шевчука (как это было с Кинчевым во "Взломщике" или с Цоем в "Ас-се"). Нужно было, чтоб он играл другого человека. Наверное, сыграло свою роль и то, что рок-музыканты были тогда не то чтобы властителями дум, но наиболее яркими представителями... Несли в себе свою правду. В каком-то смысле они олицетворяли народ в тот период перемен. Яркие, честные, сильные. И, разумеется, Юра просто талантливый человек. Хотелось что-то поменять, — показать на экране новое лицо. Не хотелось снимать просто советских артистов. Юрий Шевчук: Я подружился с Мишей Коновальчуком, сценаристом с "Ленфильма". Он писатель, поэт, художник. Служил в морском флоте. Миша меня познакомил с Сельяновым. Фильм "День ангела" меня потряс. Это был совершенно новый язык в советском кино того периода. Это было не похоже на видение других режиссеров. Какой-то свежак, необычный взгляд на мир. Реальный и, вместе с тем, чуть-чуть нереальный. Мне это очень понравилось, и я согласился играть в "Духовом дне".
Иван Христофоров
Сергей: Образ Ивана Христофорова — вымышленный. Как и вся придуманная история. Шевчук снимался в той же самой одежде, в которой ходил в жизни. Он же все-таки не актер. Мы сохранили его собственную органику, — ведь человек одевается не случайно так, как одевается. Мы даже не пытались как-то специально одевать Шевчука, поскольку его герой — это некий современный человек. Демократичный образ, что ли. Так одевались многие в то время. Мы обсуждали тему очков — исключительно из технических соображений. Свет нужно специальный устанавливать и так далее. Но пришли к выводу, что очки нисколько не мешают. Ну, установили необходимую аппаратуру. И Шевчук в фильме — в очках. В этом тоже что-то есть. Ощущение достоверности. Шевчук — не Герой с большой буквы. Вообще, образ вырос из его внутренней сущности, сделать из Шевчука что-то более яркое, чем он сам, мы не пытались. То есть ничего лучше и выразительнее придумывать было не надо. Юрий: Я не актер. Не знаю, удачно я сыграл в "Духовом дне" или неудачно. На самом деле, я ничего там и не играл. Сергей Сельянов интересно работал с актерами, говорил: "Возьми текст, живи, рефлексируй. Думай так, как думается, двигайся так, как движешься". Поэтому, с одной стороны, мне было очень легко, а с другой стороны, очень сложно. Потому что под камерой быть самим собой очень трудно. Начинаются какие-то черти в голове: а может быть, тут что-то сыграть? Но это вот Сельянов очень четко обрубал. Гасил все мои попытки стать Робертом Де Ниро. И слава Богу!.. Я играл в том же, в чем в жизни ходил. Летная куртка, пробитая пулей в 1942-м, один летчик-фронтовик мне ее подарил. Это было удивительно по-настоящему.
Концепция
Сергей: "Духов день" — попытка метафор. Материализация каких-то внутренних состояний. Кино ведь искусство изобразительное. Природа кино требует, наглядности, яркости. При этом — язык символов. Каждое действие на экране — некий код. Голос, который способен взрывать, — некий способ взаимоотношения с миром. Человек на какие-то вызовы отвечает. Какие-то у него с этим миром есть отношения. Они напряженные. Он жаждет с этим миром объясниться. Не всё его устраивает в жизни. В нем есть внутренний протест. И этот протест выражается в немножко фантастическом виде. Юрий: Небывальщина. Мифотворчество. Реальная фантастика, которая существует и в жизни, вокруг нас, которую нетрудно увидеть, но почему-то ее никто не замечает. Совершенно другой взгляд на вещи — на Россию, на людей. Мы еще хотели высмеять всех этих выросших как грибы после дождя кашпировских. Это же было время колоссального увлечения спиритуализмом. У миллионов волосы на голове чернели, мертвых воскрешали. Джуны, чумаки, пройдохи эти. Нечисть. В фильме была сатира, ирония.
Музыкальное сопровождение
Сергей: Шевчук — музыкант, композитор. Мы не хотели эту тему эксплуатировать. Не логично было бы, если б он каждые пять минут пел какую-то песню в кадре или за кадром. Мы совершенно сознательно от этого отказались. Возможно, еще и потому что это был такой период романтизма... Меня смущало, что у нас снимается Шевчук. То есть хотелось, чтобы люди шли в кино ради фильма, а не ради его песен. Хотите послушать песни, — идите на концерт DDT. Не хотелось использовать эту тему, как-то спекулировать на ней. Выезжать на песнях Шевчука. Поэтому музыкальную часть мы минимализировали до одной финальной, не очень известной шевчуковской песни. Я люблю многие песни Шевчука, но попросил специально подобрать что-то не очень известное. Он принес десяток песен, — я выбрал один романс, он мне очень понравился... В фильме, конечно, есть и другая музыка, — ее написал Шевчук, но она выполняет чисто рабочие функции — вспомогательные, настроенческие. Юрий: Сразу был уговор, что никакой рок-музыки в фильме не будет. И это было правильно. Потому что во всех остальных картинах, где снимались рок-музыканты, они и были рок-музыкантами. Здесь закадровая музыка — классическая в основном. Сельянову очень нравился мой романс "Вот Сижу У Окна И Смотрю На Дорогу...". И он попросил из этого романса завораживающего сделать марш, который и звучит в конце. Вот эта уходящая Россия. Такая метафора.
Съемки
Юрий: Снимали "Духов день" в Питере, в Ленинградской области. Деревня, детство этого мальчика. Мне кажется, детство — лучшая часть фильма. Когда вся деревня спит. Велосипедист проезжает — спит, спит собака. Спящая Россия... Такие простые образы, но так здорово сделанные. Столько находок интересных! Рельсы, уходящие в никуда, просто в землю. Бочка эта — как символ перехода в нуль-пространство, говоря языком современных фантастов. А сколько не вошло всего! Жаль, что не вошла любовная лирика. У мальчика была дружба с девочкой. Сельянов всю эту линию вырезал. Мы сами какие-то фразы придумывали: миллионы генов нас сделали, вереницы генов, — и я всплываю, как глубоководная рыба... Вот эти размышления о свободе человеческой языком поэтическим. Все это было очень интересно. Я помню последний день кадр. В деревеньку, где его сняли, мы привезли аппаратуру, сделали концерт. Мы там жили в каком-то пионерском лагере и прямо на траве отыграли большой концерт. Накрыли столы для всей съемочной группы. И так здорово отпраздновали. Все закончилось страшной дракой с местными уголовниками. Мне досталось больше всех, как обычно. Но это было тоже здорово! Настоящий рок-н-ролл!
После фильма
Юрий: Работа над ролью Ивана Христофорова заняла много времени — полгода, после чего мне пришлось дать группе слово, что такое больше не повторится, потому что DDT чуть не развалились. Так долго не играть — мы к этому не привыкли! В конце 80-х DDT существовали на уровне куплетов рок-н-ролльных все-таки, как я сейчас понимаю. И работа над этим фильмом мне дала направление. Философичность какую-то. Понимание необходимости находиться не только внутри ситуации, но и иногда снаружи. Вот этому меня во многом научили Коновальчук и Сельянов. Ночные беседы с ними во время съемок меня потащили в другую сторону. И песни стали другие писаться. Поэтому в 1991-92 годах DDT стали другой группой.
Декабрь 2005, FUZZ Журнал предоставил Roma_ra Оцифровал Конь. |